Личный сайт учителя математики и информатики
Кузьминой Ирины Анатольевны

Главная

Мой город

К урокам

После уроков

Работы учеников

Опыт коллег

Портфолио

Выпускники

Информационная культура учителя как условие его профессионального роста
Кузьмина Ирина Анатольевна, учитель математики и информатики МОУ СОШ №5 г.Нарьян-Мара

Информатизация общества требует создания единого информационного и образовательного пространства, что обусловлено приоритетным национальным проектом «Образование».
Сегодня школьное образование должно ориентироваться не только на объем сообщаемых сведений, но и на умение самостоятельно добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.
В связи с этим огромное внимание должно уделяться повышению компьютерной грамотности педагогов. Уровень профессионализма требует от педагога умения использовать компьютер в практике преподавания своего предмета. Современному учителю необходимо знать особенности информационных потоков своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать информацию из различных источников, представлять ее в доступном ученикам виде и эффективно использовать в педагогическом процессе.
Переход к использованию информационных технологий требует от педагога овладения культурой работы и использования ПК на различных уровнях. Учитель не только должен сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя информационную культуру учеников.
К сожалению, часть учителей оказалась не готова использовать информационные и компьютерные технологий в своей деятельности. В то же время многие педагоги умеют работать с компьютерными программами, но недостаточно активно применяют это умение в учебном процессе. Поэтому мы видим своей задачей научить педагогов разного уровня базовой подготовки навыкам использования компьютера в своей работе. Одним из ведущих направлений методической работы школы должно стать формирование информационной культуры педагога как условие его профессионального роста.
Формирование информационной культуры педагогов в ОУ может включать в себя следующие этапы: диагностика, проведение курсов по основам компьютерных и информационных технологий, семинары по навыкам поиска и обработки информации, использовании образовательных электронных ресурсов в профессиональной деятельности, практикумы по использованию ресурсов Интернет в УВП, индивидуальные и групповые консультации.
В качестве средств могут использоваться, в первую очередь, приложения Microsoft Office, ресурсы сети Интернет, технические средства. Анализ практики формирования информационной культуры учителя показал, что уровень его готовности к освоению информационных и компьютерных технологий чаще всего связывается с самообразованием и саморазвитием.
Можно выделить следующие показатели сформированности информационной культуры учителя: знания об информационных процессах, информационных потоках в области образования, современных средствах коммуникации; практические умения по сбору, обработке и передаче информации, по решению задач образования детей с использованием информационных и компьютерных технологий, по разработке и оформлению учебно-программных, учебно-методических и других материалов; наличие потребностей в использовании информационных и компьютерных технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационной культуры; активность в использовании информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности.
Нами определены следующие направления методической работы по формированию информационной культуры педагогов:
-выявление потребностей и затруднений педагогов в области освоения традиционных информационных и компьютерных технологий;
-разработка мероприятий по формированию информационной культуры педагога;
-определение и разработка нового содержания, форм методической работы в условиях освоения программы «Основы компьютерных и информационных технологий для педагогов»;
-разработка учебно-программных, учебно-методических и других материалов;
-самообразование педагогов по применению традиционных информационных и компьютерных технологий в УВП.

Это определило логику построения содержания методической работы по формированию информационной культуры педагогов, представленную в разработанной нами программе «Основы компьютерных и информационных технологий для педагогов».
С этой целью тьюторами школы проводились краткосрочные курсы (в объеме 72 часов) для различных категорий учителей по проблеме использования информационных технологий в учебном процессе. Курс «Основы компьютерных и информационных технологий для педагогов» имел своей целью ознакомить учителей с основами работы на персональном компьютере, выработать навыки работы с распространенными  офисными приложениями, получить представления о мультимедийных технологиях, научить использовать их в учебном процессе. Программа рассчитана на слушателей, имеющих разный базовый опыт работы на компьютере. 
Комплекс включает в себя учебные материалы, которые позволяют вариативно строить процесс обучения и могут быть использованы для самостоятельного изучения отдельных тем. В нем предусматриваются теоретические и практические занятия. Содержание комплекса построено по модульному принципу. Программные модули охватывают основные понятия компьютерных и информационных технологий, представления о работе в Интернете. Блок начальной компьютерной подготов­ки позволяет осуществлять обучение основам информацион­ной культуры пользователя педагогов, не имевших предварительного опыта работы с компьютером. В результате происходит выравнивание знаний педагогов в области компьютерной грамотности, формируются основные навыки и умения работы на компьютере.
Все программное обеспечение, используемое на занятиях, изучается с точки зрения возможности его использования педагогом. К примеру, учителя математики учатся работать с математическим текстом в Word. На занятии по основам работы в текстовом процессоре уделяется внимание оформлению титульного листа, списка литературы. При изучении Excel педагоги учатся заполнять таблицы, работать с формулами, строить по табличным данным графики и диаграммы. С помощью PowerPoint разрабатываются фрагменты уроков. Далее педагоги учатся анализировать готовые программы, разработанные для применения на уроках, использовать тестовые оболочки с целью закрепления изученного материала и контроля знаний. Мы считаем, что такая система подготовки способствует повышению уровня информационной культуры учителей.
Многие учителя  используют  информационные технологии  для обобщения своего опыта, становясь участниками различных конкурсов, публикуя свои статьи в электронных журналах. Педагоги используют мультимедийное оборудование в выступлениях на семинарах, сопровождая свои выступления презентациями PowerPoint.
Некоторые педагоги уже вышли на другую ступень применения ИТ. Возникла потребность в переходе от презентационных уроков к  личностно-ориентированному обучению, для чего необходимо приобретение специализированного программного обеспечения по предметам. Часть педагогов уже использует в своей работе специализированные программы.
Одним из компонентов информационной культуры педагога является владение технологией рационального использования информационных ресурсов общества. Интернет обеспечивает быстрый удаленный доступ к многочисленным источникам информации, что делает навыки работы в Интернет важным компонентом информационной культуры личности. В связи с этим в практике работы – организация семинаров-практикумов по вопросам работы с ресурсами сети.
Процент уверенно владеющих информационными технологиями пока недостаточно велик. Существует проблема развития информационной культуры педагогов-стажистов. Но благодаря целенаправленной деятельности в данном направлении люди стремятся полноценно использовать персональный компьютер в своей педагогической деятельности. Сегодня можно констатировать положительную динамику роста уровня информационной культуры педагогов. Следствием организации методической работы по формированию информационной культуры педагога являются переход на качественно новый современный уровень преподавания, учитывающий состояние и потребности общества; повышение уровня самооценки учителей; улучшение взаимопонимания между учителем и учениками, в большинстве своем хорошо адаптирующимися в современном информационном мире.

Кузьмина И.А., 2007г.
Hosted by uCoz